Абросимова Ю.А. Творческая активность клиента в трансформации моделей психотерапии

– сб. «Вопросы творчества» № 3, Саратов, 1999 г.

 

Современная психотерапия все чаще обнаруживает , что “в людях заложены неизмеримо более мощные возможности самоизлечения, нежели предполагалось ранее”4. Одной из таких возможностей является собственная творческая активность клиента в процессе психотерапии и психокоррекции, основанная на его потребностях во внутренних изменениях и самовыражении. Поэтому в определенном смысле психотерапию “новой волны” можно рассматривать как со-творчество терапевта и клиента в совместных поисках и конструировании психотерапевтических приемов, методов и подходов. В данной статье рассматриваются основные проявления творческой активности клиента по отношению к моделям “новой” психотерапии (в частности, эриксон-моделям, гипноанализу и НЛП) и возможные результаты их адекватной трансформации.

 

Часто принимаемый за сопротивление глобальный запрос клиента к психотерапевтическому процессу проявляется как желание большего (более глубоких и устойчивых результатов) или отказ от предложенного (“не соответствует моей личности или проблеме”). В ходе совместных действий в таких случаях используются “полярные игры”2, разговор с конфликтующими частями и творческой частью, в результате чего происходит выбор иного психотерапевтического метода или направления, либо используемый метод переносится на логический уровень запроса клиента.

 

Другим проявлением творческой активности клиента служит переживание катарсиса, озарения, часто сопровождающееся быстрым темпом вхождения в психотерапевтический процесс, полным принятием происходящих изменений и желанием самостоятельно продолжить или достроить применяемые методы. В результате возможно изменение последовательности этапов психотерапии, комбинирование нескольких методов, либо усовершенствование предложенного (появление новых этапов, расширение контекста применения).

 

Мощным средством трансформации психотерапевтических моделей является использование языка клиента. Тщательное изучение речевого продукта, описывающего переживание проблемного и желаемого состояния служит отправным пунктом конструирования терапевтических метафор. Более того, одним из наиболее результативных путей со-творчества с клиентом является эпистемологический подход к языку переживаний1, где психотерапевту отдается роль качественно задающего вопросы, поддерживающего процесс самовыражения клиента, итогом которого является его индивидуальная метафора.

 

Язык в данном случае рассматривается как средство организации жизненного опыта, содержащее важные эмоционально-ценностные составляющие. Использование языка пациента как метафоры позволяет проводить глубинную интеграцию личности, либо переформирование, когда практически в каждой терапевтической сессии создается новая модель, автор которой - сам клиент.

 

Еще одним часто встречающимся проявлением клиентского творчества можно назвать образную визуально-кинестетическую часть его переживаний, сопровождающих психотерапию. С образами переживаний устанавливается вербальный и невербальный контакт, они изменяются клиентом в ходе терапии в желательном для него направлении, служат отправным пунктом для самоисследования на уровне бессознательного.

 

Использование образной “заряженности” личного пространства клиента лежит в основе короткой стратегической терапии, созданной М.Эриксоном, развитой его последователями и “творческим Я” их клиентов. Таким образом, благодаря творческому проживанию клиентом процесса психотерапии, основанного на кооперативном сотрудничестве с терапевтом, живая ткань практики создает метод либо направление (например, гипноанализ3), позволяет переместить фокус внимания с патологии на изменение и развитие личности.

 

Л и т е р а т у р а

1.Н. Воотон Превращая слова в метафоры, М., 1995 г.

2.С. Гиллиген Терапевтические трансы, М., 1997 г.

3.П. Хоукинс Гипноанализ, М., 1994 г.

4.Satir, Virginia Peoplemaking, Palo Alto: Science and Behaviour Books, 1972.