Абросимова Ю.А. Динамика внимания в процессе межличностного транса

– Вопросы психологии внимания, Саратов , 1999 г.


Одним из наиболее актуальных аспектов обеспечения результативности гипнотерапии, а также обучения основам гипнотерапевтических методов является переживание межличностного транса (МТ). Феномен МТ естественным образом проявляется в ходе интуитивного моделирования и спонтанного эмпатического взаимодействия. Целенаправленно МТ используется в преподавании прикладных аспектов эриксоновской коммуникации в различных профессиональных контекстах1.

 

Первичное освоение МТ происходит в парах, где субъектам предлагается переключить свое внимание на внутренние процессы. И по мере того, как субъект отслеживает различные физиологические ритмы и сопровождающие их ощущения, он замечает их изменение, что в свою очередь повышает сосредоточенность и внутреннюю поглощенность. В поле внимания субъектов также оказываются внутренние источники физического и эмоционального напряжения, которые затем утилизируются, способствуя развитию релаксации.

 

Следующий этап освоения МТ связан с переключением внимания на партнера по взаимодействию, а именно на внешние показатели его психических процессов (дыхание, поза, мышечное напряжение, мимика и т.д.), сохраняя при этом тип дыхания, характерный для наступления измененного состояния сознания. Таким образом, в задачу обучающегося входит не только быстрое переключение, но и распределение внимания для успешного выполнения двух видов деятельности: отслеживания реакций субъекта и саморегуляции.

 

Развитию данных процессов также способствует перемещение фокуса зрения по методу Эриксона, при котором партнер испытывает ощущение дезориентации, углубляющее переживание гипнотического транса. Метод, используемый известными психотерапевтами-практиками эриксоновского направления, позволяет “одновременно выполнять две важные задачи: сосредоточивать на себе внимание субъекта и постоянно получать информацию о его текущих поведенческих реакциях”2.

 

Для освоения вербальной составляющей МТ обучающимся предлагается целый ряд стратегий, также связанных с динамикой внимания. В частности, предлагая не сосредотачиваться на какой-либо отдельной мысли, идее, образе, аспекте ситуации, субъекта тем самым ориентируют на быструю смену различных объектов внимания, снижающую возможность их логического осмысления, что обеспечивает интуитивную спонтанность речевой деятельности. Существуют также обучающие стратегии, построенные на конфузионных эффектах, вызываемых сверхфиксацией внимания на отдельном аспекте поведения партнера или ассоциативных образах, вызывающих “перегрузку” сознания и активацию бессознательных процессов.

 

Закрепление навыков МТ происходит путем рефрактерного погружения, при котором вхождение, выход и глубина переживаний первоначально регулируются обучающим тренером, а затем самими обучающимися. Оптимальным средством в данном случае является переключение внимания осваивающих МТ с голоса ведущего на свой внутренний голос, конструирующий и управляющий в дальнейшем этим феноменом в различных ситуациях.

 

В целом феномен межличностного транса, используемый в повседневном и профессиональном общении, сопровождается субъективными ощущениями расширения поля внимания и обеспечивает доступ к управлению психическими процессами, приводя к симметричному, комплементарному взаимодействию, нацеленному на желаемый для обоих сторон результат. Функционирование МТ на различных уровнях коммуникации в ряде случаев приводит к мета-комплементарности, что ставит вопрос о возможности его трансформации для системного внутри- и межгруппового взаимодействия.

 

Л и т е р а т у р а

1.Ю.А. Абросимова Использование межличностного транса в управлении процессом коммуникации. - “Психология жизни”, Саратов, 1999 г.

2.С. Гиллиген Терапевтические трансы. Руководство по гипнотерапии, М., 1997 г.