Абросимова Ю.А. Динамика ассоциативных и диссоциативных процессов в группе обучающихся короткой психотерапии

– Саратов, 2002 г.

 

Методы короткой психотерапии в виду их экономичности и не связанности контекстом в настоящее время активно интегрируются в различные области человеческой деятельности: от лечебной до бизнес-коммуникации. Поэтому все чаще встает вопрос об эффективности краткосрочных методов, сравнительном анализе, критериях и методах оценки. Важнейшей предпосылкой эффективности любого метода является его квалифицированное использование, знание о том, что и для кого следует применять - именно этому и посвящены учебные семинары-тренинги с группами людей «помогающих» профессий. Для того, чтобы психотерапия была эффективной, ей надо эффективно обучить, т.е. создать такую модель семинара-тренинга, которая позволит как можно глубже и подробнее освоить метод за короткий промежуток времени.

 

Безусловно, обучение в тренинге во многом зависит от индивидуального стиля самого тренера - он определяет степень вовлеченности и мотивированности группы к дальнейшему использованию преподаваемой техники4. Но наряду с индивидуальными прослеживаются и общие особенности, обеспечивающие эффективные обучение и последующую психотерапевтическую практику в коротких методах. Наблюдение в течение 12 лет за процессом ведения образовательных семинаров-тренингов в России и за рубежом позволяет выделить ряд закономерностей, лежащих в основе конструирования гибких моделей обучения групп короткой психотерапии (НЛП и эриксоновского подхода к коммуникации).

 

В силу специфики учебного семинара-тренинга каждый его участник приобретает не только информацию и навыки в изучаемом short-term методе, но и выступает в качестве клиента, т.е. является объектом психотерапевтического исследования и помощи. Эффективно сконструированные модели обучения приводят к изменениям на профессионально-личностном уровне консультанта, практического психолога или психотерапевта. Большинство обучающихся наряду с методической подготовкой отмечают такие свои изменения, как повышение интегрированности (целостности) личности, вариабельности поведения, эмпатии и коммуникативных способностей, позитивно влияющих на эффективность применения полученных знаний.

 

Рассмотрим процесс семинара-тренинга с точки зрения ассоциированности-диссоциированности на групповом и индивидуальном уровне обучения. Группу можно назвать ассоциированной (объединенной на общих внутренних или внешних целях) в период реализации таких учебных методов, как групповая дискуссия, мозговой штурм и различные виды обратной связи в решении проблем, информационные паузы, демонстрация метода и групповая индукция. Группа в значительной степени диссоциирована от своих групповых целей при выполнении участниками и малыми группами таких заданий, как упражнения на индивидуальное самоисследование, апробация продемонстрированных методов, экзаменационные упражнения и задания на самостоятельное конструирование техник. В малых группах наиболее сильный опыт диссоциации переживают мета-личность, эксперт-наблюдатель, супервизор.

 

При этом на уровне отдельного участника мы можем отмечать как ассоциацию (внутри себя, объединен со своими переживаниями, целями и ценностями), так и диссоциацию (вне себя, сфокусирован на целях других , «наблюдатель»). Безусловно, степень ассоциированности и диссоциированности может быть различной в зависимости от применяемых техник, групповых и индивидуальных особенностей , она изменяется в рамках использования одной обучающей модели и поэтому целесообразно говорить не о фиксированных ассоциативных и диссоциативных состояниях, а о процессах ассоциации и диссоциации.

 

Обозначив ассоциативные и диссоциативные процессы на уровне группы соответственно буквами «А» и «Д», а ассоциацию и диссоциацию на индивидуальном уровне отдельного участника - соответственно «а» и «д», можно представить следующее двойное описание используемых в обучении короткой психотерапии методов:

 

А(а)- групповая индукция или релаксационные паузы.

А(д) - информационные паузы, демонстрации психотехник.

А(а-д) - групповая дискуссия, мозговой штурм и различные виды. обратной связи в решении проблем.

Д(д) - задания для мета-личности, эксперта, супервизора

Д(а) - упражнения на индивидуальное самоисследование.

Д(а-д) - апробация продемонстрированных методов в малых группах, экзаменационные упражнения и задания на самостоятельное конструирование техник.

 

С применением данной символики, наиболее часто наблюдаемая модель группового обучения короткой психотерапии представляется следующим образом:

 

Учебные методы, отделенные знаком // в начале и в конце типовой модели (заключение группового контракта и групповая индукция, направленная на закрепление материала), могут присутствовать или отсутствовать в зависимости от подготовленности аудитории, тематики и задач обучения. В практике отечественных и зарубежных обучающих тренингов данная модель многократно повторяется, наполняясь различным тематическим содержанием по каждому изучаемому психотерапевтическому приему или методу. В то время как содержание каждого тренинга многослойно и объемно, его форма в целом поддается линейному описанию. Центральная часть модели содержит выбор между Д(а) и Д(а-д): группа обращается к самоисследованию (Д(а)) чаще, чем к апробации в диадном и триадном взаимодействии (Д(а-д)) на ранних этапах своего обучения и иногда по его окончании. Апробация и конструирование техник преобладают над самоисследованием в основной, т.н. рабочей фазе развития обучающейся группы3. На стадиях апробации психотехник в группах от трех и более человек один из их участников выполняет задания Д(д), отслеживая со стороны весь ход психотерапевтического процесса.

 

Подобное схематичное символическое описание представленной модели позволяет отметить некоторые основные особенности в динамике групповых и индивидуальных процессов ассоциации-диссоциации. Во-первых, в обучающем тренинге изменения на групповом уровне происходят быстрее, чем на индивидуальном, индивидуальные же процессы ассоциации-диссоциации как бы следуют за групповыми. И если первая часть модели полностью определяется ведущим исходя из заявленной учебной тематики (самопрезентация и презентация метода), то в дальнейшем содержательное наполнение тренинга и выбор между Д(а) и Д(а-д) во многом определяются процессами в группе, отслеженными через обратную связь (А(а-д)). Таким образом, в эффективной модели обучения short-term методам сначала внутренние изменения следуют за внешними, а затем внешние подстраиваются к внутренним.

 

Следуя концепции эриксоновского подхода, рекомендуется постепенно расширять пространство самостоятельного творчества участников учебной группы семинара-тренинга. Например, вместо того, чтобы заявить об очередном этапе занятий, можно спросить группу, что она предпочтет делать сейчас, предоставив выбор различных методов обучения с превалированием ассоциированности или диссоциированности. Наиболее продуктивным в использовании креативных способностей группы представляется метод, извлеченный из психотерапии Эриксона, который в поисках оптимальной терапевтической стратегии погружал клиента в транс и внушал возрастной прогресс, так как если бы прошло время после того, как клиент уже излечился и спрашивал у него, благодаря чему это произошло, а затем успешно использовал рекомендации, полученные от его бессознательного5. По аналогии с данной процедурой группе участников тренинга предлагается представить, что они уже умеют применять изучаемый метод в совершенстве и просят сообщить, как они этому научились. Именно так иногда находятся оптимальные и рождаются новые методы обучения.

 

Таким образом, соединяя психотерапию как совместную игру, свойственную жизненному процессу2, с обучением как системой подготовки профессиональных кадров мы можем значительно приблизиться к воссозданию феномена профессионального мастерства1 и личностного совершенствования, неразрывно связанных между собой у представителей «помогающих» профессий. Моделирование, пошаговое или объемное, данных процессов, а также технологий переноса полученных моделей в различные области использования короткой психотерапии, представляется одним из важнейших факторов ее эффективности.

 

Л и т е р а т у р а

1.Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - М., 2000 г., с. 21.

2.Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии . - СПб, 2000 г., с. 15.

3.Психотерапевтическая энциклопедия \ под ред. Карвассарского Б.Д. - СПб, 1998 г., с. 315, 661.

4.Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н\Д., 1999 г., с. 507.

5.Erickson M., Rossi E., Rossi S. Hypnotic realities The Introduction of Clinical Hypnosis and Forms of Indirect Suggestion. Irvington Publishers Inc. New York, 1976, р. 236.