Абросимова Ю.А.

Использование межличностного транса в управлении процессом коммуникации

– Серия «Психология и жизнь», Книга 4, Саратов, 1999 г.


Понятие межличностного транса (МТ) появилось в результате самоанализа и целостного моделирования процесса профессиональной коммуникации психотерапевтов. Практикуя МТ, они становились способны “вместо того, чтобы погрязнуть в натужных попытках разобраться в ситуации, настроиться на бессознательную спонтанность” 2. В дальнейшем базовые составляющие МТ были перенесены на более широкий круг коммуникативных ситуаций в бизнесе, образовании, повседневной жизни и т.д. Цель данной статьи - проследить основные тенденции в утилизации МТ в различных контекстах человеческой коммуникации.

 

Условия, при которых необходимо использовать МТ, впервые были описаны З.Фрейдом, сформулировавшем принцип свободно плавающего внимания на этапе сбора информации в общении с клиентом. Фрейд предостерегал от многочисленных заметок и сознательного анализа, предлагая врачу “просто слушать и не заботиться о том, сидит ли у него что-то в голове”, иначе часть материала окажется упущенной, т.к. “смысл услышанного в большинстве случаев осознается лишь позже”.

 

В настоящее время данный принцип используется не только в консультировании, но и на ранних фазах ведения деловых переговоров, когда малейшая деталь сообщений может оказаться значимой для последующих синхронизации целей и принятия решений. Видеосканирование успешных переговоров позволяет отметить, что, отодвигая во времени сознательную переработку информации, партнерам удается узнавать друг о друге больше за меньший временной период: продолжительность переговоров сокращается в среднем на 39%. В контексте современного обучения для развития способностей к запоминанию также используется принцип безоценочного освоения материала, когда об учащемся говорят “впитывает как губка”, что позволяет интенсифицировать учебный процесс. В частности, модель work-shops и семинаров-тренингов предполагает одновременное существование на двух уровнях функционирования: сенсорном или бессознательном и осознающем или аналитическом, причем чем сложнее материал, тем в большей степени задействуется первый уровень функционирования. Суммируя отзывы клиентов, освоивших МТ в ходе психотерапии и применяющих его в повседневной жизни, следует отметить, что изменяются особенности восприятия людьми друг друга, повышается уровень толерантности в общении.

 

М. Эриксон и его последователи использовали МТ не только в первичном контакте и развертывании процессов общения с клиентом, но в различных проблемных ситуациях. Эриксон погружался в межличностный транс, когда возникали сомнения в выборе терапевтических стратегий, а также в критические моменты психотерапии, когда “не хотел упустить ни одной путеводной нити”2, таким образом, МТ позволяет достигнуть максимальной сосредоточенности на текущих проявлениях клиента в эриксоновской терапии.

 

Для утилизации состояний замешательства, где бы они не возникли: в управлении персоналом, взаимодействии с проблемным классом или сопротивляющимся клиентом, МТ используется как средство перемещения от привычных к новым стратегиям принятия решений, а также сообщения конфузионных переживаний собеседнику или аудитории, делая их более управляемыми и способными к сотрудничеству. В Саратове в настоящий момент насчитывается около 100 организаций, освоивших МТ в деловом общении и применяющих его для расширения клиентской базы.

 

Вершина профессионального мастерства психотерапевта нередко связана с переживанием МТ. В частности, К. Роджерс описывал его как способ приближения к интуитивному “Я”, позволяющий совершать импульсивно правильные действия, “которые не имеют ничего общего с мыслительными процессами”.

 

Моделируя процессы успешного обучения и творчества в ходе тренингов супервизии, можно также отметить, что достижение максимальной спонтанности и творческой продуктивности в работе с людьми сопровождается измененным состоянием сознания, связанным с перемещением позиций восприятия, притоком дополнительных сил и энергии.

 

Межличностный транс как феномен человеческой коммуникации может создаваться искусственно или возникать естественным образом, по силе своего воздействия он занимает место между раппортом и клиническим гипнозом. Закономерности его возникновения будут подробнее рассмотрены в последующих публикациях.

 

Л и т е р а т у р а

1.Ю.А. Абросимова Структура взаимодействия с глубинным “Я” в эриксоновской психотерапии,- “Вопросы акмеологии”, Саратов, 1999 г.

2.С. Гиллиген Терапевтические трансы, - М., 1997 г.

3.Erickson M.H. Further clinical techniques of hypnosis: Utilisation techniques. American Jornal of Clinical Hypnosis, 1959, 2, 3-21 Reprinted in Rossi, 1980a.