Сутягина О.А., Абросимова Ю. А. Обучение управлению физиологическими ощущениями в ходе занятий физической культурой

Саратов, 1999 г.


Эффективность занятий физической культурой во многом зависит от умения студентов оперативно мобилизовать психофизиологические возможности своего организма на достижение учебных целей. Для этого существует целый ряд психологических и педагогических приемов. Цель данной статьи - описать первые результаты применения психологии “новой волны” в занятиях со студентами физической культурой.

 

На первом (ознакомительном) этапе работы в течение месяца перед каждым занятием физической культурой использовались 10-минутные упражнения по обучению студентов релаксации по методу М. Эриксона с внушением разницы температур в правой и левой руке. Аналогичные упражнения относительно нижних конечностей и других частей тела проделывались студентами самостоятельно 2-3 раза в неделю. К концу месяца у 72% участников эксперимента сформировалось не только умение создавать разницу тепловых ощущений, но также повысился общий фон настроения перед занятиями физической культурой.

 

Второй этап предполагал постановку конкретных учебных целей. В начале каждого занятия с психологом студенты заранее формировали каждый для себя наиболее актуальные на данный момент достижения в обучении и сроки, в которые хотели бы их получить. В тех же временных интервалах перед занятиями физической культурой студентов обучали самовнушению разницы веса рук с последующей левитацией одной руки. В момент левитации студенты проговаривали про себя необходимые учебные цели, подсознательно ассоциируя их со своей способностью левитировать. Левитация руки в разных упражнениях наблюдалась у 54-80 % участников эксперимента. Согласно самоотчетам студентов, к концу 2-го месяца 65% из них удалось реализовать поставленные учебные цели в обозначенный ими срок.

 

Третий этап работы носил специальный характер и был предназначен для тех, кто получал мелкие травмы (ушибы, растяжения) и сопровождающие их болевые ощущения в ходе занятий или за их пределами. Научившись контролировать тепловые и весовые параметры своих физиологических ощущений, студенты в 39% случаев отмечали, что аналогичный эффект можно получить в контроле над болью. Это становится особенно актуальным при резкой боли на период ожидания первой медицинской помощи. Данной группе студентов было предложено обучение диссоциативным стратегиям вхождения в транс по М. Эриксону с изменением болевых ощущений в сторону их снижения.

 

Наблюдения за студентами выше названной группы в течение последующих 2-х месяцев свидетельствовали о положительных учебных результатах, а также о росте посещаемости ими занятий физической культурой.

 

Полученные результаты подтверждают целесообразность применения данных психологических упражнений для более глубокого понимания студентами ресурсов своего организма, повышения уверенности в себе и интереса к обучению, открывают дополнительные возможности развития образовательного процесса.