Научно-практический центр Эриксоновской Коммуникации

г.Саратов, ул. Московская, 96 (в арку), т. 56-20-98, 34-67-29

This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it

проводит семинары-тренинги и оказывает консультативную помощь с 1991 г.

 

О.А. Сутягина, Ю.А. Абросимова Комплекс психологических упражнений для повышения эффективности занятий физической культурой

– Психолого-методические вопросы спорта, физической культуры и здоровья. Международная академия психологических наук, Саратов, вып. VI, ПИ СГУ, 1999, с. 74-75.

 

Возможность использовать ресурсы своей психики для развития способности управлять собственным телом становится все более популярной среди молодежи. Студенты охотно включаются в выполнение психологических упражнений, отвечающих их потребностям в самопознании и обучении. В течение учебного года занятий физической культурой нами апробировались различные психотехники “новой волны”, взятые из области краткосрочной психотерапии (нейро-лингвистическое программирование - НЛП, эриксоновский гипноз) и трансперсональной психологии (холотропной и телесно-ориентированной терапии) Проанализировав их результативность и адекватность условиям занятий физической культурой, мы выбрали ряд последовательно выполняемых упражнений, которые оказались наиболее эффективны и составили предлагаемый нами комплекс.

 

Знакомство студентов с приемами практической психологии мы рекомендуем начинать с техники ресурсной мобилизации, которая получила в НЛП название “Круг совершенства”. Она занимает от 2 до 5 минут, позволяет студенту создать желаемый образ себя, успешно занимающегося физической культурой в будущем, и ощутить свой первый шаг по выбранному пути. Данное упражнение вызывает не только эмоционально положительные реакции, но и, повторяемое ежедневно как идеомоторный акт, позволяет значительно ускорить достижение поставленной цели. В дальнейшем студенты могут использовать “Круг совершенства” и для других целей, например, снятия предэкзаменационного стресса, подготовки к ответственному выступлению и другим важным событиям своей жизни.

 

Второй этап психологической подготовки посвящен методам концентрации и переориентации с привычного восприятия себя и учебной ситуации на восприятие, свойственное “сверхсостояниям”, которое интуитивно используется многими опытными спортсменами в своей деятельности. Состояние концентрации достигается путем предельного сосредоточения на различных стимулах (визуальных образах, монотонных звуках, ощущениях своего тела). Переориентация восприятия связана с изменением его направления (воспринимать не фигуру, а фон, слушать не звуки, а паузы между ними, производя движения, воспринимать периоды неподвижности). Упражнения занимают от 2 до 10 минут, могут быть использованы в ходе занятий физической культурой для различных целей: например, снятия страха перед моментами наивысших напряжений, преодоления усталости, управления процессами отдыха и мобилизации.

 

Следующие три вида упражнений выполняются студентами, заинтересованными в более глубоком освоении методов практической психологии для своей физической подготовки. Третий этап включает простейшие методы телесно-ориентированной терапии и позволяет за счет освоения картографии сознания снять мышечные блоки и достигнуть эмоционального раскрепощения. В ряде случаев также снимаются психосоматические проблемы, стрессовые состояния, повышается способность к нестандартным, творческим решениям.

 

Четвертая группа упражнений представляет собой занятия студентов по освоению навыков самогипноза. Первые 1-2 занятия проводятся психологом, студенты используют навыки предыдущих двух этапов для формирования измененных состояний сознания. Психолог также помогает подобрать индивидуальные формулировки самовнушений, отвечающих задачам обучения физической культуре. Еженедельно собирается обратная связь по результатам самостоятельных занятий, вносятся необходимые коррективы в ход их выполнения. Убедившись в эффективности данных приемов (65% реализовали поставленные цели в обозначенный ими в самогипнозе срок), студенты в дальнейшем используют их для более широкого спектра целей (например, отмечен случай гипнотической коррекции веса со снижением его на 7 кг).

 

Пятая группа упражнений проводится с целью углубления связей между нервной системой и телом, а также позволяет наметить новый функциональный путь для работы с болью. Используя метод самогипноза, студенты обучаются управлять тепловыми ощущениями в руках и других частях тела, перемещать ощущения по телу, а также сокращать субъективно воспринимаемые локализацию и интенсивность болевых ощущений в случае их появления в ходе занятий. Обнаруженные таким образом дополнительные резервы своего организма и психики повышают чувство уверенности и заинтересованности в занятиях физической культурой, снижают частоту пропусков занятий по причине заболеваний.

 

Данный комплекс упражнений может быть использован как в полном объеме (5 этапов), так и в сокращенном варианте (2 начальных этапа). Чаще всего психологические упражнения выполняются перед занятиями физической культурой, упражнения второго и четвертого этапов можно повторять по окончании занятий, пятого этапа - использовать во время занятий, особенно перед выполнением новых или сложных физических упражнений. Проводимый систематически полный комплекс упражнений приводит также к гармонизации психики студентов, их личностному росту, позволяет им управлять не только своим телом, но и поведением в целом, формируя ответственное отношение к своему здоровью и занятиям физической культурой.